Детская эхолалия: причины развития и методы лечения

Алалия – полное или частичное нарушение речевых функций из-за мозговых заболеваний или травм. Алалия у детей может возникнуть вследствие патологии беременности или гипоксии плода при родах, а также из-за некоторых заболеваний перенесенных самим ребенком.

Что такое алалия

Алалией называется нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает звуки, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии.

Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.

Причиной заболевания являются:

  • нарушения, возникающие в период внутриутробного развития плода, такие как гипоксия (кислородное голодание), заражение плода инфекцией через кровь матери;
  • состояние, при котором у будущей матери возникает угроза выкидыша, недостаточное поступления в организм плода питательных элементов или интоксикация вредными веществами;
  • наличие у женщины при беременности позднего токсикоза;
  • травмы живота у беременной (при этом возможно возникновение у ребенка повреждений мозга);
  • наличие у будущей мамы гипертонии или сердечной недостаточности;
  • осложненное протекание родов (недоношенность, травматизация, асфиксия, использование акушерских инструментов).

Кроме того, причинами возникновения алалии у детей могут быть заболевания (менингит, энцефалит, краснуха) или травмы головного мозга, возникшие в возрасте до 3 лет. Важную роль играет наследственность и условия, в которых растет и развивается ребенок.

Что такое алалия

Нарушение активности речевых центров головного мозга может быть последствием перенесенного в раннем возрасте рахита. Такое осложнение может возникнуть при частом заболевании малыша ОРВИ или после продолжительной пневмонии. Способствовать развитию алалии может воздействие наркоза при проведении каких-либо операций.

Конечно же, одну из главных ролей в возникновении у ребенка подобного нарушения развития является неспокойная психологическая обстановка, в которой пребывает беременная женщина. Крайне вредным фактором является курение будущей матери, употребление алкоголя и наркотиков.

Малыш при таком заболевании не является умственно отсталым, но алалия может стать причиной задержки развития интеллекта, а также значительно затрудняет социальную адаптацию, становится причиной неврозов.

Примечание: Алалию иногда путают с афазией. Отличие состоит в том, что алалия – это изначальная неспособность ребенка научиться говорить, а афазия – это состояние, при котором он перестает разговаривать уже после того, как говорил нормально.

Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.

Симптомы

Признаки алалии зависят от её вида. Для моторной алалии характерно:

  • Слабый контроль движений рук;
  • Сниженная работоспособность;
  • Плохие координация и равновесие;
  • Отсутствие речевых навыков до 4 лет;
  • Трудности в выражении своих мыслей словами;
  • Отсутствие мотивации говорить;
  • Обидчивое, замкнутое состояние, иногда агрессия

Для детей с сенсорной алалией выделяют такие симптомы:

  • Бессмысленно повторяет слова;
  • Необщительность и сосредоточенность на себе;
  • Не различает смысла фраз;
  • Меняет буквы в слове местами;
  • Соединяет несколько слов в одну фразу, не имеющую никакого смысла;
  • Гиперактивность, взрывной характер при общей замкнутости и заторможенности, подавленности;
  • Не понимает предметного значения слова.

Диагностика алалии

Для того, чтобы точнее поставить диагноз, необходимо обратиться не только к логопеду, но иногда и к педиатру, неврологу, психологу и иным специалистам.

Логопед обследует малыша при помощи сбора перинатального анамнеза, выявления особенностей раннего развития ребёнка. Для точной постановки диагноза моторной алалии важно выявить, насколько мотивирован малыш на то, чтобы научиться говорить, определить, какие трудности имеются у него при развитии речи, повторении фраз за взрослыми, слуховом восприятии, мимическом выражении и жестикуляции. Специалист выясняет, нет ли холалии, сложностей с восприятием и пониманием речи. Он также определяет, каков уровень развития словарного запаса малыша – потенциального и постоянно используемого, как пациент умеет складывать предложения, произносить, его восприятие фонем, грамматическое построение речи.

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).

Читайте также:  Алкоголизм: симптомы и последствия белой горячки.

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, синдром госпитализма, дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Причины развития алалии у детей

Алалия развивается у плода или ребенка по следующим причинам:

  • различные токсикозы;
  • травматизм плода во время беременности;
  • внутриутробные инфекции;
  • гипоксия;
  • преждевременные или скоротечные роды;
  • следствия применения акушерских инструментов.

В первые годы жизни риск возникновения патологии максимально высокий. Часто алалия сопровождается развитием других детских заболеваний. Пациенты, больные рахитом, менингитом, энцефалитом, попадают в зону риска. Операции, проведенные под общим наркозом, также могут привести к дефектам корковых центров речи.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Речевые проявления

Из речевых проявлений моторной алалии у ребенка отмечаются:

  1. Ошибочное изменение звуков в некоторых словах (литеральная парафазия).
  2. Устойчивые повторения одного и того же слова либо фразы (персеверация).
  3. Выпадение определенных звуков из слов (элизия).
  4. Ограниченный словарный запас (в первую очередь отглагольных форм и глаголов).
  5. Замена некоторых сложных слов на сходные по звучанию или смыслу.
  6. Объединение между собой слогов из разных слов.
  7. Выпадение из предложений предлогов, а также неправильное построение очередности слов во фразе.

В речи такого пациента наблюдается преобладание имен существительных, как правило, в именительном падеже. Помимо этого, при данном заболевании может отмечаться частичный или абсолютный отказ от речи (так называемый речевой негативизм). На фоне характерных симптомов алалии у детей может возникать заикание.

При развитии афферентной формы пациенту доступно выполнение разнообразных артикуляторных движений, тем не менее при этом наблюдается значительное нарушение звукопроизношения. В случаях эфферентной алалии главным речевым дефектом является неспособность выполнения артикуляционных последовательных движений, и это может сопровождаться значительным искажением структуры слов и слогов. Словарный запас такого ребенка намного беднее того, который предусмотрен для его возрастной нормы. Дети при данной патологии с трудом усваивают новые слова, а активный их словарь в большей степени состоит из фраз и слов повседневного обихода.

Читайте также:  10 проявлений ПТСР, о которых нужно знать каждому

Признаки алалии у детей проявляются в зависимости от возраста.

Недостаточность словарного запаса может приводить к неадекватному пониманию значения того или иного слова, а также неуместному применению слов. Дети 3 лет с алалией, как правило, изъясняется простыми и короткими предложениями, что часто приводит к грубым нарушениям формирования речи.

У больных данным заболеванием детей возникают значительные сложности в определении причинно-следственных связей, второстепенного и главного, временных связей, описании смысла событий, правильного и постепенного изложения сути. В определенных случаях при моторной алалии у детей наблюдаются только лепетные слова и звукоподражания, употребление которых может сопровождаться активной мимикой и жестикуляцией. Отставание в умственном развитии у детей возникает по причине выраженной речевой недостаточности. При формировании речи подобные нарушения начинают постепенно компенсироваться. Все этапы развития речевых навыков (лепет, гуление, слова, фразы, а в последующем и контекстная речь) у ребенка, больного алалией, несколько запаздывают.

На формирование речевых навыков у пациентов с данной патологией влияет также ряд факторов, важнейшими среди которых являются степень нарушений в головном мозге ребенка, общее развитие, возраст, когда была диагностирована подобная патология, регулярность и качество занятий с ним родителей.

В определенных случаях после продолжительного речевого негативизма дети начинают говорить и быстро осваивают речевые навыки, у другой группы больных наблюдается раннее формирование речи, однако в последующем она еще довольно длительный промежуток времени остается очень скудной. При этом возможны и иные варианты развития событий.

Логопедическая коррекция и массаж

При помощи нехитрых движений и манипуляций можно улучшить тонус мышц лица ребенка. Врач выполняет точечный массаж, легкие поглаживания отдельных участков лба, скул или шеи. Иногда нужно тереть определенные участки лица, чтобы улучшить их внешнюю реакцию. Он также может посоветовать комплекс мимических упражнений.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

Чтобы стимулировать иммунитет и перевести заболевание в рецессивную стадию, на организм часто воздействуют водой. Это может быть как физическое, так и химическое воздействие. Лучше всего такая терапия помогает детям с общими расстройствами речевого аппарата.

Медикаментозная терапия

В отдельных случаях приходится использовать сильнодействующие препараты. Но это достаточно опасно, так как иммунная система малыша развита не очень хорошо.

Чаще всего медики используют следующие ноотропные препараты: Гаммолон, Когитум, Кортексин. Никогда не практикуйте самостоятельное лечение. Все медикаменты должны назначаться исключительно лечащим врачом. Такая терапия в среднем длится 2-3 месяца.

Педагогическая коррекция

Хороших результатов просто невозможно достичь без участия логопеда в процессе лечения. Именно он сможет назначить подходящую мимическую или языковую гимнастику, выбрать интересные развивающие игры и наладить контакт с маленьким пациентом. Таким образом, можно заниматься не только мимикой и умственным развитием, но и улучшать мелкую моторику рук.

Как заниматься дома самостоятельно

Заниматься с целью развития умственных способностей малыша можно и дома. Для этого стоит проконсультироваться с логопедом или детским врачом, чтобы те посоветовали комплекс упражнений для ежедневного выполнения. Похожие списки можно найти и в интернете. Если не лениться и выполнять тренировки хотя бы 15-20 минут в день, можно достичь хороших результатов.

Виды эхолалии

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

Виды эхолалии

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.

Виды эхолалии

Немедленная форма эхолалии

Виды эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».
Виды эхолалии

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Читайте также:  Как определить синдрома Мюнхгаузена: диагностика и лечение

Отсроченная форма эхолалии

Виды эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

Виды эхолалии
  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Диагностика

При подозрении на алалию детям проводят комплексное обследование. Медицинская диагностическая программа выявляет степень поражения мозговых структур, исключает (или подтверждает) наличие отоларингологических заболеваний, патологий психиатрического характера. Проводится обследование психологами, логопедами. Эти специалисты тестируют ребенка с целью подтвердить предполагаемый диагноз и составить план коррекционных мероприятий.

Обследование ребенка с подозрением на сенсорную алалию включает в себя несколько этапов:

  1. Консультация детского невролога. Специалист выясняет особенности протекания беременности, родов, развития малыша в первый год жизни. При необходимости доктор назначает инструментальные обследования – электро- или эхоэнцефалографию, МРТ мозговых структур, рентген черепа.
  2. Проверка слуха у детей необходима, чтобы исключить возможность глухоты или ярко выраженного снижения способности слышать. Сурдолог проводит отоакустическую эмиссию, исследование работы внутреннего уха и эластичности барабанной перепонки (тимпанометрию), изучает остроту слуха при помощи аудиометрии.
  3. Обследование логопедом выявляет, насколько выражена проблема и развита речь малыша. Во время диагностики специалист оценивает способность ребенка указать на названную вещь, повторить слово, выполнить простое действие.
  4. Диагностика психологом направлена на выяснение нормально сохранившихся и недостаточных функций психики. Используя полученные данные, специалист разрабатывает план индивидуальной работы с пациентом.

Диагностика сенсорной формы алалии связана с необходимостью повторных посещений психолога, логопеда. Часто дети отказываются общаться со специалистами либо показывают, что в определенной степени понимают речь.

Проявления сенсорной алалии схожи с другими расстройствами восприятия речи. Поэтому специалисты уделяют внимание дифдиагностике с такими состояниями:

  • нейросенсорная тугоухость;
  • нарушение акустического спектра;
  • сенсорно-акустическая недостаточность;
  • детская афазия;
  • темповая задержка развития речи.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов. Если остались вопросы, задайте их в комментариях или просто напишите нам – у нас есть опыт работы с такими детьми.