Алалия у детей симптомы и лечение в домашних условиях

Алалия — полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи

Что представляет собой алалия

Алалия — болезнь неврологического характера, для которой характерно отсутствие речи у ребенка в результате ее недоразвития, или полного ее отсутствия.

Провоцируется данное состояние патологиями в речевых центрах головного мозга. Изменения в данных центрах чаще всего происходят в период внутриутробного формирования организма либо в раннем детстве — в возрасте до 36 месяцев.

Дети с патологией развития речи могут иметь достаточно высокий уровень развития, однако, не могут говорить, либо используют для выражения эмоций крайне малый словарный запас.

Сложность в диагностировании алалии заключается в невозможности точно определить симптомы на ранних сроках. Как правило, диагноз ставится тогда, когда ребенок уже должен был говорить, но не делает этого.

Наиболее часто алалия диагностируется у дошкольников, а также у детей младшего школьного возраста. Также отмечено, что среди мальчиков патология встречается чаще, нежели среди девочек.

Часто случается, что родители путают данное заболевание с глухотой или немотой. Симптоматика у патологий схожая, но это абсолютно разные болезни. Проверить малыша можно в грудном возрасте, обращаясь к нему с разной интенсивностью голоса. Проследив за реакцией ребенка, можно сделать вывод, способен ли он реагировать на голос. Детей в возрасте от года можно попросить подать определенный предмет, игрушку. Так можно понять, понимает ли ребенок речь.

Как ведет себя алалия?

Это заболевание имеет 3 разновидности.

Сенсорная

Симптомы сенсорной алалии возникают у детей вследствие патологии участка коры головного мозга, отвечающего за анализ речи. Из-за такого нарушения малышу не удается соотнести определенный зрительный образ с его словесным обозначением, хотя звуки он слышит.

Если вы наблюдаете за грудничком, обратите внимание, адекватна ли его реакция на вашу речь – обратитесь к нему с разной интонацией. Уже в 7-месячном возрасте карапуз должен в ответ на вопросы «Где мячик?», «Где часы?» находить взглядом называемый предмет. Если этого не происходит, возможно, он не понимает смысла слов.

  • Токсокароз: лечение. Народные средства в борьбе с паразитами
  • Лямблии у детей: симптомы и лечение

Кроме отсутствия реакции на зов и словесные просьбы взрослых, из-за грубого искажения развития речи у малышей может быть обнаружено отставание в интеллектуальном развитии. Если ребенок разговаривает, то заметно, что речь состоит из бессвязных слов, его сложно заставить помолчать. А также он:

  • повторяет слоги, звуки несколько раз подряд;
  • пропускает слоги;
  • смешивает похожие или стоящие рядом звуки;
  • объединяет части разных слов.

Для общения такие дети активно пользуются мимикой и жестами. Иногда ребенку фраза понятна, но при малейших изменениях в предложении понимание исчезает. Часто выходом становится чтение фраз «по губам». Дополнительные симптомы сенсорной алалии у детей — это:

  • невнимательность;
  • истощаемость;
  • переменчивая память;
  • импульсивное хаотичное поведение или проявление замкнутого характера.

Моторная

Причина этой разновидности болезни – поражение коркового центра Брока и расположенных рядом проводящих путей. В результате патологии экспрессивная речь ребенка развивается слабо, он не может овладеть речевыми навыками. Малыш понимает все сказанное ему взрослым, но соотнести предметы со словами не может. Детям до года не удается справиться с заданиями «Покажи куклу», «Принеси чашку» и т. д. Далее признаки нарушения становятся более явными. Симптомы моторной алалии у ребенка 3 лет таковы:

  • медленное формирование речи (малышу трудно произносить слова);
  • несогласованность слов в предложении по родам, числам, падежам и склонениям;
  • бедность словарного запаса;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • задержка умственного развития.

Разговаривать более внятно дитя начинает только к 5 годам, но все нарушения сохраняются:

  • звуки похожи на лепет;
  • голос слишком громкий;
  • окончания слов не произносятся, слоги пропускаются, грамматика языка не усваивается;
  • возникают трудности при ответе на вопросы;
  • известные ребенку слова используются неправильно.

Нужно отметить, что, в отличие от больных дислалией, дети с данной патологией произносят мягкие и звонкие согласные звуки как следует.

Когда ребенок начинает учиться писать, языковые проблемы отражаются в письменной речи. Уровень нарушений может быть разным — от невозможности нормально произнести хоть одно слово, негативных эмоций в ответ на разговор до затруднений при построении развернутого предложения. Врачи замечают, что маленькие пациенты с таким диагнозом:

  • пытаются объясниться с помощью жестов;
  • упрямы, капризны и раздражительны;
  • гиперактивны, но быстро устают;
  • не могут самостоятельно покушать, одеться (завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • из-за нарушений координации движений не удерживают равновесие, часто падают, не улавливают ритм танца.

Смешанная

В большинстве случаев алалия встречается в смешанной форме. Поэтому соединение признаков обеих видов болезни не должно восприниматься родителями как необъяснимый факт.

Эту форму заболевания часто называют тотальной. Источник проблемы – поражение всей сенсомоторной области коры головного мозга, а не отдельных ее участков. Больные детки совершенно не понимают речь и не могут воспроизвести ее, поэтому данный диагноз легко перепутать с немотой и глухотой. Чаще всего ребенок с сенсомоторной алалией никак не реагирует на речь в грудном возрасте, а когда подрастет, не начинает разговаривать вовсе. Все ребята с таким нарушением страдают интеллектуальной отсталостью.

Но бывают легкие формы алалии смешанного вида. В таком случае болезнь проявляется недостаточно ярко. Ребенок разговаривает, но для него характерны:

  • скудный словарный запас;
  • плохое понимание чужой речи.

Если вовремя не обнаружить симптомы алалии у детей и не начать лечение, активное развитие болезни будет продолжаться в подростковом возрасте.

  • Как лечить аденоиды у детей?
  • Аденоиды 2 степени у детей: лечение, отзывы
  • Ларинготрахеит: лечение у детей разных форм заболевания

Детки, которые еще развиваются внутри мамочки, и малыши, не достигшие 3 лет, могут пострадать из-за различных факторов, в результате чего у них возникает алалия – болезнь, приводящая к нарушениям речи. Нужно внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы вовремя обнаружить подобные проблемы и начать борьбу с ними. Не сдавайтесь — и опасный недуг обязательно отступит!

Читайте также:  Синдром хронической усталости. Причины, симптомы, как лечить

Классификация алалии

За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:

  • моторную или экспрессивную алалию;
  • сенсорную или импрессивную алалию;
  • смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).

Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии — афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.

Симптомы

Признаки проявляются у детей примерно в 2-летнем возрасте, когда они начинают более активно общаться с окружающими людьми и выражать свои желания с помощью отдельных звуков или слов.

Ребенок, у которого речевые центры мозга развиты нормально, как правило, в 3-4 года очень «говорлив», охотно и осмысленно повторяет простые слова, постепенно запоминает их и пытается формировать из них отдельные фразы.

При наличии речевой патологии малыши отличаются своим особым поведением и неспособностью к обучению. Причем эти отличия могут быть заметны больше или меньше в зависимости от степени и вида нарушения мозговой деятельности.

Моторная

Заболевание возникает в результате недоразвития так называемой «области Брока» (той части коры головного мозга, которая отвечает за воспроизведение речи).

При такой форме алалии у ребенка слабо развита моторика. Это выражается в следующем:

  1. Наблюдается нарушение артикуляции, то есть произнесения согласных звуков, путем слаженной работы языка, губ и зубов, а также выпускания нужного количества воздуха.
  2. Ребенок не способен производить действия, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами (например, застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки). Поэтому сам себя он обслуживать не может.
  3. Имеются сложности и с совершением других движений. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. Ребенок не может ощутить ритм во время танца.
  4. Ему трудно сосредоточиться и сконцентрировать на чем-то свое внимание. Он не может понять грамматических особенностей языка, путает единственное число с множественным, не различает падежи, неправильно произносит окончания слов, словарный запас очень ограничен.

При заболевания такого типа малыш хорошо понимает то, что ему говорят, однако ему трудно воспроизвести нужные звуки и запомнить их последовательность. В зависимости от сложности патологии ребенок может не разговаривать до возраста 5-10 лет, иногда у подростков при отсутствии соответствующего лечения болезнь прогрессирует.

Сенсорная

Такой вид заболевания возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. У малышей с таким заболеванием нет проблем со слухом и произнесением звуков, но при этом они не осознают связи между звучанием и смыслом слов. Поэтому они фактически не понимают речи, а поэтому и не могут ее воспроизводить.

Последствием этого является трудность общения с другими людьми, расстройство личности, искаженное восприятие действительности, отставание в развитии умственных способностей. Иногда при такой форме алалии ребенку ставят ошибочный диагноз «аутизм» или «олигофрения». При этом проводится совершенно несоответствующее лечение.

При сенсорной алалии у малышей проявляются следующие симптомы:

  1. Отсутствие реакции на изменение частоты и громкости звуков (акустические раздражители).
  2. Существование больших проблем с запоминанием слов.
  3. Непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его.
  4. Улучшение понимания речи в какое-то определенное время суток. У некоторых детей это происходит утром, после того как мозг отдохнул. Днем по мере того, как возрастает утомление, восприятие ухудшается. Другие дети, наоборот, бывают более заторможенными с утра, вследствие особенностей работы мозга.

В отличие от слабослышащих детей, которые понимают лучше, если с ними говорят громче, больные сенсорной алалией одинаково не понимают как тихую, так и громкую речь. Даже наоборот, спокойную тихую речь ребенок воспринимает лучше, тогда как громкий разговор или окрик приводит к торможению мозгового центра и полной потере восприятия.

Интересно знать! Повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. У детей-алаликов эти звуки вызывают появление неприятных ощущений. Они могут жаловаться на боль в ушах, плакать.

Ребенку с таким заболеванием свойственно стремление бесконечно повторять знакомые слова, смысл которых ему не понятен. В словах он пропускает слоги, группирует их с посторонними. Его речь понять совершенно невозможно, так как в ней нет смысла.

Коррекционное воздействие

Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.

Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.

Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.

Также рекомендуется относительно ранее обучение ребенка-алалика грамоте. Подобный навык позволит укрепить изученный материал, а также вести контроль устной речи.

Читайте также:  Признаки шизофрении у мужчин. Поведение, формы заболевания, обострение

Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.

Профилактика алалии

Полное выздоровление возможно только при грамотном планировании комплексного лечения и точном соблюдении рекомендаций логопеда-дефектолога. Постепенно артикуляция нормализуется, уровень умственного развития соответствует возрастной норме. Если своевременно не начать коррекцию, симптомы усугубляются, появляется дизартрия, заикание, неврозы и нервный тик. В таких ситуациях логопедическая работа малоэффективна.

Профилактика сенсомоторной алалии не существует. Но можно минимизировать негативное воздействие факторов, провоцирующих патологию. Своевременное лечение способно восстановить пораженные клетки головного мозга. В запущенных случаях окончательно сформировать речевой аппарат удается только к 8-9 годам.

Молодая мама должна заботиться о здоровье своего малыша еще до его рождения. Доказано, что патология может поражать кору головного мозга детей еще на этапе внутриутробного развития. Беременной важно в точности соблюдать все рекомендации гинеколога, быть предельно осторожной, избегать падений и травмирования плода.

Обязательно придерживайтесь следующих советов медиков, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от опасного недуга.

  • Во время беременности регулярно посещайте врачей, проводите обследования, сдавайте все необходимые анализы.
  • Бережно относитесь к своему здоровью и заботьтесь о самочувствии и гармоничном развитии крохи.
  • Если доктор назначает беременной дополнительный прием витаминов и лекарственных препаратов, следовать его советам нужно неукоснительно.
  • Родовая деятельность должна начинаться точно в поставленные сроки. Если есть значительная задержка, нужно настоять на медикаментозной стимуляции родов.

После рождения крохи нужно создать максимально комфортные и благоприятные условия для его гармоничного развития. Если вы будете четко следовать всем вышеперечисленным правилам, поводов для беспокойства за здоровье малыша у вас не возникнет.

Дигностика алалии на ранней стадии позволит сделать лечение патологии максимально эффективным. Именно поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи у своего чада, и незамедлительно обращаться к врачу при обнаружении малейших отклонений от нормы. От сенсорного типа недуга ребенок может избавиться намного быстрее, чем от моторного.

Если врачи в обычной поликлинике не могут установить точную причину неправильного развития речи у ребенка, обратитесь в платную частную клинику. Чаще всего в таких медицинских учреждениях есть инновационное оборудование для диагностики алалии. Не нужно пытаться экономить свое время и деньги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью.

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов. Если остались вопросы, задайте их в комментариях или просто напишите нам – у нас есть опыт работы с такими детьми.

Прогноз сенсомоторной алалии у детей зависит от раннего лечения, комплексного подхода и системного воздействия на все речевые компоненты. Речевые процессы должны формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятные прогнозы – при моторной алалии. Сенсорная и сенсомоторная патология часто имеют неопределенную перспективу, в зависимости от степени поражения головного мозга.

Прогноз

Лечение моторной алалии занимает достаточно много времени: в некоторых случаях даже к десятому году жизни дети имеют бедный словарный запас, допускают серьезные грамматические ошибки в речи, страдают от дисграфии (нарушение письма, напрямую связанное с нарушением речи).

Моторная алалия у детей при условии отсутствия правильной коррекции может стать причиной таких осложнений, как нарушение письменной речи, развитие заикания. При должном подходе оба этих состояния могут быть исправлены. Например, заикание можно корректировать с помощью упражнений и таблеток, назначенных логопедом.

Наиболее благополучный исход ожидается, если начать коррекцию моторной алалии на ранних этапах (в возрасте с 3-4 лет). При комплексном подходе возможно полностью исправить данное речевое нарушение.

Большое влияние на исход лечения также оказывает степень органического поражения головного мозга. Если оно незначительно, то отклонение полностью излечимо.

Некоторые дети в процессе коррекции успевают достичь столь значимых результатов, что идут в общеобразовательную (не специализированную) школу. Но даже в этом случае ребенку достаточно сложно учиться, особенно в первый год. Если же коррекция проходит со сложностями, ребенок идет в специализированную речевую школу.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

Читайте также:  Детская эхолалия: причины развития и методы лечения

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности

У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Особенности логопедической работы при коррекции алалии

В связи с тем, что алалия является системным нарушением формирования речи, логопедические коррекционные меры затрагивают практически все области. Нельзя сказать, что результат достижим за короткие сроки. Однако при правильных и систематических занятиях вполне можно помочь алалику научиться общаться.

  • Все уроки проводятся в игровой форме. Дети на занятиях должны чувствовать себя комфортно, не переутомляться и не перегружаться. Логопед внимательно оценивает состояние ребенка и следит за тем, чтобы задания шли от простого к сложному.
  • В занятиях используется логоритмика, дидактические игры, логопедический массаж, подвижные игры.
  • Крайне важен позитивный настрой ребенка. Следя за правильным выполнением заданий, обязательно хвалить учащегося, демонстрируя его успехи.
  • Залогом положительного результата является раннее начало коррекционных действий, а также последовательность. Логопеды не советуют родителям детей с алалией бросать занятия при первых улучшениях, так как со временем могут проявиться осложнения — возможно заикание, возникновение дисграфии и дислексии.

Большое значение имеет и создание дома правильной речевой среды. Родители могут получить у логопеда консультацию, как правильно общаться с ребенком, как помогать ему заниматься. Алалия требует значительных усилий для коррекции, однако вовремя принятые меры позволят ребенку адаптироваться в обществе.

Прогноз и профилактика

Если у малыша уже диагностировали данную патологию, стоит немедленно обратиться к врачу, чтобы заболевание не прогрессировало дальше. В этом вопросе также может помочь консультация педагога, логопеда, психолога. Главное – достучаться до ребенка, адаптировать его в окружающей среде, остановить возникновение осложнений и настроится на позитивный прогноз.

Молодым родителям часто бывает сложно выбрать школу, в которой стоит обучать малыша. Здесь мнения специалистов также расходятся. Одни настаивают на обучении в обычных школах, ведь алалия не определяется, как инвалидность. Но с другой стороны, сможет ли учитель найти подход к ребенку, поймут ли его другие дети, как они воспримут сверстника, который отличается своим поведением?

Существуют отдельные речевые школы, где ребенок будет не только получать знания, но и регулярно заниматься для улучшения протекания своей болезни по видео и методикам.

Для беременных женщин также существуют рекомендации по профилактике заболевания:

  • отказ от любых вредных привычек;
  • переход на сбалансированное правильное питание;
  • своевременное лечение любых заболеваний, возникающих в процессе беременности, а также предотвращение прогрессирования хронических патологий;
  • посещение курортов, санаториев (можно заменить частыми прогулками на свежем воздухе);
  • отказ от самолечения сильнодействующими препаратами.
  • регулярные визиты к гинекологу.

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов. Если остались вопросы, задайте их в комментариях или просто напишите нам – у нас есть опыт работы с такими детьми.

Если вовремя начать мероприятия по устранению моторной алалии, можно ожидать благоприятного прогноза практически во всех случаях. Что касается других типов заболевания, результат терапии зависит от совокупности факторов, в частности:

  • стадия патологии;
  • первопричина возникновения болезни;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • наличие психологических и психосоматических заболеваний.

Гораздо проще не вылечить, а предупредить развитие алалии. Для этого нужно выполнять правила профилактики, к которым относятся регулярное обследование у врача во время вынашивания ребенка, кормление грудью не менее полугода, регулярное обследование малыша в поликлинике, достаточное внимание интеллектуальному и физическому развитию малыша.

Алалия – патология, связанная с нарушением речевого развития. В большинстве случаев она связана с генетическими заболеваниями или перенесенными в детстве болезнями. Своевременно поставленный диагноз практически всегда гарантирует полное выздоровление без последствий для здоровья ребенка. Важно, чтобы родители уделяли малышу достаточно внимания и выполняли все указания врача.

Также рекомендуем почитать: виды нарушения речи у детей